Организация обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задачи школы:
· обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
· организация качественной коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
· сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
· создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
· совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы условия для получения образования детьми с ОВЗ:
- приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- по медицинским показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение, в том числе на дому;
- в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в школе проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.
В школе имеется комната для индивидуальных занятий и полноценного развития обучающихся с ОВЗ по федеральной программе "Доступная среда". Режим работы по индивидуальному графику.
Психолого-педагогическая и социальная поддержка обучающихся
Осуществление психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся МКОУ «СОШ № 30» основывается на строгом соблюдении международных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства РФ, решений органов управления образованием различного уровня, Устава школы. Психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Любая деятельность, осуществляемая с обучающимися школы, освещается с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, педагог-психолог сохраняет в тайне сообщаемую ему информацию; использует процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса.
В школе созданы условия для получения психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В школе работают квалифицированные специалисты, оказывающие психолого-педагогическую и социальную поддержку обучающимся:
Педагог-психолог – Мамучиева Лиза Кемаловна
Социальный педагог – Шакова Эльмира Хачимовна
Основной целью психолого-педагогической службы школы является создание психолого-педагогических условий для успешного развития детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, их социализации в обществе, для сохранения психического, соматического и социального благополучия учащихся и воспитанников в процессе воспитания и обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений ФГОС при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика, коррекция. Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:
- Психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с социальным педагогом, администрацией и другими специалистами через различные формы работы (выступление на родительском собрании и педагогическом совете, круглый стол и т.д.).
- Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.
- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений; коррекция недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.
- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей.
При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия:
- изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;
- при переходе обучающихся из дошкольного подразделения в первый класс, из начальной школы в среднее звено и из среднего звена в старшую школу проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;
- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 1,5,10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами;
- психологическое сопровождение детей "группы риска", в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (сопровождение обучающихся 8-11 класс);
- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;
- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
- размещение стендовой информации по вопросам оказания психологической помощи;
- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
Образец заявления на предоставление бесплатного двухразового питания
Образец договора о предоставлении общего образования по адаптированной основной образовательной программе (АООП)
Оснащение кабинета "Доступная среда"
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Инфракрасный динамик-усилитель для создания доступной среды в классах |
1 |
2 |
Коррекционно-развивающий программный комплекс в комплекте с интерактивной доской |
1 |
3 |
Специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
1 |
4 |
Складная механическая опора для беспрепятственного передвижения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
1 |
5 |
Мобильный пандус-платформа |
1 |
6 |
Многофункциональный опорный кронштейн для создания дополнительных опор в ванной и туалетной комнате |
1 |
10 |
Многофункциональный портативный увеличитель |
1 |
11 |
Универсальное цифровое устройство для чтения, прослушивания и управления различными компонентами информационного пространства |
1 |
12 |
Комплекс лингводидактических средств обучения с методическими рекомендациями |
1 |
13 |
Комплект многофункциональных модулей для комплексного развития детей |
1 |
14 |
Вибрационный массажер |
1 |
15 |
Образовательно-игровой комплекс для формирования информационной и деятельностно-коммуникативной компетентности обучающихся на ступени начального общего образования |
1 |
16 |
Учебно-методические комплекты для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
17 |
Многоканальный слуховой радиопередатчик |
1 |
18 |
Компьютер Imango Flex Mini Intev-30 |
1 |
19 |
Многофункциональное устройство Canon MF 3010 |
1 |
20 |
Комплект наглядных пособий для интерактивных досок с тестовыми заданиями для начальной школы |
3 |
Сведения
об организации обучения учащихся с ОВЗ в 2019-2020 учебном году
Всего учащихся с ОВЗ
|
4
|
Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития
|
4
|
- из них обучаются на дому
|
0
|
Перечень электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств.
Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Перечень электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Федеральные документы по организации обучения детей с ОВЗ
1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3. Приказ МОН РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4. Приказ МОН РФ №1643 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»».
5. Письмо МОН РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–инвалидами».
6. Письмо МОН РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
7. Письмо МОН РФ № 07-1317 "Об организации дистанционного образования детей-инвалидов".
8. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в российской федерации»
9. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
10. Постановление главного государственного врача Российской федерации от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Локальные акты МКОУ "СОШ №30" по организации обучения детей с ОВЗ
Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Положение о порядке организации обучения больных детей на дому.
Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МКОУ "СОШ №30".