Основные мероприятия по
укреплению здоровья дошкольников.
"Я не боюсь ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка - это важнейший
труд воспитателя"
В.А.Сухомлинский.
Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю
жизнь. Это касается и здоровья. В этот период у детей закладываются основные
навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников
методам совершенствовании и сохранения здоровья приведут к положительным
результатам.
Поэтому одно из приоритетных направлений педагогической деятельности мы
выбрали - сохранение и
укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему
здоровью.
Работа начинается с создания предметно-развивающей среды.
В группе имеется традиционный физкультурный инвентарь. А также изготовлено
нестандартное спортивно-игровое оборудование: ребристые доски, массажные
дорожки (со следами и пуговицами), кольцеброс, "скакалка -
тяжеловес", "гусеница" и "мягкая мишень". Отдельно
выделен "Уголок Здоровья", где находятся материалы оздоровительного
характера (дидактические игры, массажёры и схемы проведения дыхательной гимнастики
и гимнастики для глаз), которые дети используют как с помощью взрослых, так и
самостоятельно.
На
территории участка и спортивной площадки детского сада предметно-развивающая
среда организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья
воспитанников и стимулирования двигательной активности детей.
Главную
роль в сохранении и укреплении здоровья играет проведение с детьми специально
организованных занятий. Для этого используются методические разработки
"Обеспечение безопасности жизни в ДОУ" М.А.Фисенко и
"Развивающие занятия по укреплению здоровья и профилактики вредных
привычек у старших дошкольников" Н.Ф.Дик, Е.В.Жердевой.
Данный
этап реализуется по формуле: сначала
помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи в увлекательной
форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно. Потребность в здоровье и здоровом
образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе и на
своих физических и личностных возможностях.
Через
активное участие в образовательном процессе дети лучше осознают связь между
состоянием своего организма и их собственной заботой о нём.
Занятия
по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью начинаются с
младшей группы. На них закрепляем с детьми полученные знания через
разнообразные виды деятельности: познавательные беседы, чтение художественной
литературы, экспериментирование и опыты. При провидении итогового занятия в
подготовительной группе "Мои защитники: кожа, ногти, волосы" дети
превратились в учёных для проведения опытов в лаборатории.
Так же, на занятиях дети овладевают практическими
приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз,
приёмы физиологического и психологического расслабления и точечного массажа.
Воспитанники освоили приемы массажа "9 волшебных точек" по методике
А.А.Уманской, которые повышают защитные свойства слизистых оболочек носа,
глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся сухо,
перед выполнением создается соответствующий эмоциональный настрой, предложив
детям игры: "Заводим машину", "Буратино", "Солнечные
зайчики".
В
совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями,
которые помогают им быть здоровыми. Играя в сюжетно-ролевую игру
"Больница", "Скорая помощь", "На приеме у доктора
Айболита", у детей расширяются знания о работе врача.
Игровой
подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное
отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных
тренировок.
Необходимо
отметить, что работа с детьми не ограничивается учебным годом и не прекращается
с наступлением летнего оздоровительного периода, так как в летний период
расширяются возможности по оздоровлению. В течение всех летних месяцев активно
проводится работа по закаливанию. Система закаливания разработана так, что
ребёнок от щадящих процедур переходит к более жёстким, при постепенном
расширении зоны воздействия и увеличении времени воздействия. Например, в
младших группах дети начинают с босохождения и постепенно переходят к ходьбе по
мокрым дорожкам, а в средней группе к контрастным ваннам. В старшей группе - от
игр с водой к умыванию рук до локтя. Затем к обширному умыванию рук и груди и к
растиранию мокрым полотенцем. От смены температурного режима во время сна - до
сна без маек с доступом свежего воздуха, от полоскания полости рта - до
полоскания горла солёной водой и отварами
трав и рассасывания фитольдинок.
В работе успешно реализуем одну из
оздоровительных технологий - натурпатия, принцип которой заключается в
следующем: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения.
Поддержать эти усилия организма помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для
повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей. Традиционной формой
натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в
течение дня, употребление чесночно - луковых закусок, гренок и бутербродов
перед обедом, ношение чесночных бус.
Таким
образом, планомерная и систематическая работа по развитию представлений об
организме человека, в которой ребёнок выступает исследователем, способствует
формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью, позволила научить
детей:
- понимать значение здорового образа жизни для
личного здоровья;
- осознавать особенности функционирования
организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать,
при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;
- узнавать предметы, необходимые для поддержания
здорового образа жизни; профессии, обеспечивающие здоровье человека;
услуги, которые могут оказать специалисты, врачи;
- обучаться выполнять приёмы самомассажа, различные
гимнастики (пальчиковой, адаптационной, для глаз и т. д.). Усвоить, какие
привычки и почему представляют вред для здоровья и как правильно вести
себя в обществе в случае заболевания.
Для
проведения оздоровительной работы и развития двигательных навыков каждого
ребёнка очень важное значение имеет взаимодействие со специалистами детского
сада. На медико-педагогическом консилиуме обсуждаются индивидуальные
особенности, состояние здоровья детей, причины частых заболеваний ребенка. Так
же ведется тетрадь взаимодействия со специалистами, в которой прописывается
индивидуальные занятия с детьми. Эта работа помогает избирать педагогически
грамотные методы и приемы.
Большую
роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической
культурой и плаванием. Выполняя физические упражнения, у детей развивается
ловкость, гибкость и быстрота. Они на практике узнают о пользе физкультуры для
их здоровья. Для закрепления полученных знаний проводятся спортивные праздники,
например, "Дружно, весело играя, мы здоровья прибавляем!" и
"Папа, мама, я - спортивная семья!".
Но
ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать
полноценных результатов, если она не реализуется совместно с родителями в
следующем направлении:
- знакомство родителей с результатами диагностики
физического и психического развития ребёнка, его актуальным уровнем и
зоной его ближайшего развития;
- проведение целенаправленной санпросвет работы в
группе;
- обучение родителей конкретным практическим
приёмам и методам сохранения и укрепления здоровья.
С
этой целью используются традиционные формы работы:
- информация в родительских уголках с материалами
на оздоровительную тематику;
- коллективные, подгрупповые и индивидуальные
консультации всеми специалистами, семинары-практикумы, совместные
праздники, досуги, развлечения.
Также
и нетрадиционные мероприятия:
- тематические дни "День Здоровья",
"Самый вкусный день в году" (посвящённый рациональному питанию
как способу сохранения здоровья, с непосредственным участием родителей);
- выпуск газеты для детей и родителей
"Здоровей-ка".
В
результате сотрудничества родителей и педагогов детского сада каждый ребенок
имеет возможность сохранить и укрепить свое здоровье.