Внутренняя система оценки качества образования
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в число обязательных компетенций образовательной организации включены проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСОКО). Параметры внутренней системы качества образования в школе формируются исходя из триединства составляющих качества обучения:
- качества условий;
- качества содержания (программ, процессов);
- качества результатов.
Это триединство заложено в тексте Федерального закона № 273-ФЗ, где сказано, что качество обучения – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется учебная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов освоения ООП» (ст. 2 гл. II).
Важно, что в Федеральном законе № 273-ФЗ качество обучения понимается как соответствие требованиям тех или иных стандартов, а требования ФГОС как раз и распространяются на содержание, условия образовательной деятельности и ее результаты. Следовательно, данное триединство и есть функционально-организационное ядро параметров ВСОКО.
Важно различать ВШК и ВСОКО.
ВШК – это контроль качества образования и управление системой обучения.
ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества обучения требованиям ФГОС, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия.
Совершенно естественно, что администрация ОУ задается вопросом: если уже налажен ВШК, зачем еще ВСОКО? Вопрос закономерный, поскольку и ВШК, и ВСОКО «работают» с одним и тем же материалом: содержанием учебной деятельности в ОУ, ее результатами, ее ресурсным обеспечением. И ВШК, и ВСОКО как будто бы имеют одинаковую цель – обеспечить качество. Наконец, ВШК и ВСОКО осуществляются практически одним и тем же составом субъектов: администраторы, руководители методических объединений, педагоги. И все-таки ВШК и ВСОКО далеко не одно и то же.
Цель ВШК – контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних управленческих решений.
Цель ВСОКО – самоаудит образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого обучения требованиям ФГОС.
Внутренняя система оценки качества образования МКОУ «СОШ №30» г.о. Нальчик ориентирована на решение следующих задач:
· непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса в ОУ;
· своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
· предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
· осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне ОУ;
· оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.