Образование детей инвалидов и детей с ОВЗ
Федеральный уровень
Редакция с изменениями №69 от 11.02.2022г.
Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ
Федеральный закон об образовании в РФ
Федеральный закон Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
Национальный стандарт РФ. Социальное обслуживание населения.
Методические рекомендации. Досуговая деятельность в ГПД
Министерство просвещения РФ О направлении информации от 27.06.2024г. №07-2928
Министерство Просвещения РФ Письмо от 1 июля 2024 г. N ДГ-1105/07 О направлении концепции и плана
Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами.
Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения
Главный Государственный санитарный врач РФ Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28
Региональный и муниципальный уровни
Документы, необходимые для обследования ребенка в ПМПК
Школьный уровень
Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Положение о порядке организации обучения больных детей на дому.
Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МКОУ "СОШ №30".
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задачи школы:
· обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
· организация качественной коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
· сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
· создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
· совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы условия для получения образования детьми с ОВЗ:
- приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- по медицинским показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение, в том числе на дому;
- в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в школе проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.
В школе имеется комната для индивидуальных занятий и полноценного развития обучающихся с ОВЗ по федеральной программе "Доступная среда". Режим работы по индивидуальному графику.
Права и особенности обучения:
- Без дискриминации: Дети с ОВЗ имеют право на равные возможности в получении образования, в соответствии с законом.
- Индивидуальный подход: Образование должно быть адаптировано к особенностям каждого ребенка с ОВЗ, с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.
- ПМПК: Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) играет ключевую роль в определении типа и формата обучения ребенка с ОВЗ.
- Надомное обучение: Для детей, нуждающихся в длительном лечении или имеющих особые медицинские показания, возможно надомное обучение.
- Адаптированные программы: В специальных школах и классах реализуются адаптированные образовательные программы, которые учитывают особенности развития и возможности детей с ОВЗ.
- Включение: Дети с ОВЗ могут обучаться в обычных школах, где создаются специальные условия для их обучения, обеспечивающие доступность и комфорт.
- Поддержка: Образовательные учреждения предоставляют поддержку детям с ОВЗ и их родителям, включая консультации психологов, логопедов, социальных педагогов и другие виды помощи.
Формы организации обучения:
- Общеобразовательные школы: Дети с ОВЗ могут учиться в обычных школах, в классах интегрированной формы обучения.
- Специальные (коррекционные) образовательные организации: В этих учреждениях реализуются специализированные образовательные программы, которые ориентированы на коррекцию нарушений и развитие способностей детей с ОВЗ.
- Надомное обучение: Для детей, которые нуждаются в длительном лечении или имеют особые медицинские показания, может быть организовано надомное обучение.
- Индивидуальная форма обучения: Родители могут выбрать индивидуальную форму обучения, например, семейное обучение.
Доступность образования:
- Безбарьерная среда: Образовательные организации должны быть доступны для детей с ОВЗ, в том числе с учетом их физических ограничений и потребностей.
- Информационная поддержка: Родители и дети с ОВЗ должны иметь доступ к информации о правах, возможностях и форматах обучения.
- Финансовая поддержка: Государство предоставляет различные виды финансовой поддержки семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.